Военные укрепления Страсбурга

port-de-frejus-13464335012802_w514h620

Если вам посчастливилось купить авиабилет, забронировать отель и прилететь в Страсбург, вы, конечно же, первым делом броситесь смотреть его достопримечательности. Купаясь в море впечатлений, не забудьте обратить внимание на одну не бросающуюся в глаза, но очень важную историческую деталь города – его военные сооружения.

На протяжении веков на территории, где расположен современный Страсбург, велись войны. Место было географически выгодно – в нем всегда пересекались торговые пути, так что борьба за него кипела и в Древний период, и в Средневековье, и в Новое время. Поэтому крепости, бастионы, оборонительные сооружения строились в Страсбурге во все эпохи. Но сохранилось ли хоть что-то до наших дней?

Вроде бы сегодня Страсбург мало ассоциируется с военной темой, наоборот – это место символизирует единение наций. Кроме того, сюда едут за юридической помощью те, кто пострадал от действий, несовместимых с Европейской конвенцией по правам человека. Сюда стекаются толпы туристов насладиться красотой и романтикой Маленькой Франции, посетить величественный Страсбургский собор, дворцы, музеи, погулять среди сказочных фахверковых домов… И все же внимательный турист обязательно вспомнит о военном прошлом Страсбурга, и задастся вопросом, остались ли здесь хоть части укреплений, которые были в этом городе с незапамятных времен.

Да, остались, но сохранилось таких памятников очень мало, большинство из них превратились в воспоминания и руины. Однако те немногие, что дожили до наших дней, безусловно, заслуживают внимания, так как они смогли донести до нас всю свою красоту, строгость, силу и гордый дух противостояния.

Дамба Вобана

Пожалуй, самым известным военным укреплением Страсбурга является дамба Вобана, расположенная на реке Иль. Она была спроектирована инженером, маршалом – маркизом Себастьяном де Вобаном примерно в 1690 году – неудивительно, что дамба унаследовала его имя. По хитрому замыслу архитектора-стратега в случае нападения врага, реку можно было перекрыть и таким образом затопить всю южную часть города и, соответственно, войска противника.

Строительство дамбы длилось более десяти лет под руководством инженера Жака Тарада, его завершили только в 1700 году. Когда прекрасный и грандиозный замысел Вобана наконец обрел свое воплощение, плотина более походила на стену средневекового замка, чем на военное сооружение. Это заметили и страсбуржцы, после чего дамба получила второе название: «Большой замок». Наверное, немного в мире найдется мостов, которые называют «замками»! А ведь по сути архитектурное произведение полководца и есть крытый двухэтажный мост со сложной системой шлюзов, которые должны были перекрывать реку в случае нападения неприятеля.

Впрочем, свое военное назначение дамба выполнила лишь однажды, может быть, такое редкое использование и позволило ей дожить до наших дней? Это случилось во время Франко-Прусской войны в 1870-1871 гг., но, к сожалению, даже после полной реализации плана с затоплением, спасти город от немецких солдат так и не удалось. Впоследствии дамбу модернизировали, арки расширили и создали наверху знаменитую смотровую площадку. Сюда стекаются каждый день толпы туристов, да оно и неудивительно: с моста открываются восхитительные виды на самый красивый район города – «Птит Франс», Страсбургский собор и еще одно важное уцелевшее военное сооружение Страсбурга – Крытые мосты.

«Ну а что же находится внутри этого приземистого здания-моста?» – полюбопытствует каждый, кому уже посчастливилось прогуляться по его «крыше». Сегодня там выставлены интересные экспонаты и современные инсталляции. В этой же галерее хранятся статуи, которые были сброшены с кафедрального собора во время Французской революции. Хотя многие из них серьезно пострадали, но продолжают очаровывать остатками былого достоинства и красоты.

Крытые мосты

Крытые мосты были построены намного раньше дамбы Вобана. Их первое упоминание относится еще к XIII веку. Уже тогда мосты обладали крышами, в те времена – еще деревянными – отсюда мосты и получили свое название. Однако крыши много раз переделывали, а в XIX веке полностью разобрали и перестроили сами мосты – они стали каменными.

Мосты изначально имели военное значение: в них укрывались от вражеских стрел и сушили порох. На мосту находятся высокие сторожевые башни, которые, кстати, в отличие от мостов, первое время крыш не имели. На них располагались смотровые площадки, в Средние века там выставляли дозоры. Позднее башни были укреплены тем же самым инженером-полководцем Вобаном, но до того времени они уже имели у себя «за спиной» долгую историю, ведь на какое-то время башни потеряли свое стратегическое значение.

Например, в Башне Генриха была мужская тюрьма, а в Башне Цепей – женская. Во Французской башне – и вовсе был бордель для солдат, который просуществовал там до XVIII века. Самой печальной по своей функции являлась Башня Палача – по названию несложно догадаться, что в ней происходило. В 1869 году Башня Цепей сгорела, восстанавливать ее не стали. Всего башен было пять, однако Башня Палача на мосту никогда не стояла, она находится в некотором отдалении, таким образом, она и сегодня не вписывается в общую панораму.

Между Дамбой Вобана и Крытыми мостами находится еще один интересный объект. Он не является военным сооружением, но упомянуть его стоит. Это Командорство госпитальеров – комплекс зданий, которые когда-то принадлежали рыцарям этого ордена. Здание тоже обладает своей богатой историей: в нем была и больница, и тюрьма, а сейчас оно имеет статус серьезного учебного заведения: тут обучаются будущие политики и администраторы высокого ранга.

Сегодня Крытые мосты, так же, как дамба Вобана открыты для туристов, и, что особенно приятно, прогуляться по ним можно совершенно бесплатно!

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий