Реактивный самолет бизнес авиации Cessna 560XL Citation Excel один из последних пополнил ряд семейства Cessna средне-размерными самолетами для международного рынка чартера, предназначен для эксплуатации на авиалиниях малой и средней протяженности.
Серия самолетов Citation XL стала дальнейшим развитием серии Citation X. Основной целью разработчиков было совмещение просторного салона и хороших скоростных характеристик. За основу был взят укороченный фюзеляж Citation X (тот же, что использовался и у Citation III, VI и VII), совмещенный с усовершенствованным нестреловидным крылом и крестообразным хвостом модели Citation V Ultra, а также новыми турбовентиляторными двигателями Pratt & Whitney Canada серии PW-545A.
О разработке новой модели было объявлено в октябре 1994 года на очередной конвенции NBAA. В феврале 1995 года началось строительство прототипного образца, а через год, 29 февраля 1996 года состоялся первый полет. Серийное производство было запущено в ноябре 1997 года. В апреле 1998 года модель была сертифицирована FAA, в этом же году была произведена доставка первого пассажира.
Cessna 560XL Citation Excel является бесспорным лидером среди семейства Citation. Это первый и единственный в мире легкий самолет бизнес-класса с пассажирским салоном «в полный рост». Еще одним преимуществом модели Excel является ее способность взлетать и приземляться на небольших аэродромах с короткой взлетно-посадочной полосой без искусственного покрытия. В 2001 году в Росвеле компанией Cessna Aircraft был построена взлетно-посадочная полоса длиной 1 829 м с грунтовым покрытием для проведения специальных испытаний. Citation Excel стал первым из самолетов Cessna, прошедшим эти испытания и получившим сертификат.
Крейсерская скорость полета составляет почти 800 км/час, прямой набор высоты до 13000 м осуществляется всего лишь за 20 минут.
В VIP-салоне самолета удачно сочетаются комфорт делового самолета средней категории и исключительная экономичность и многофункциональность применения, присущие легким самолетам. Салон рассчитан на 6-8 человек и оборудован шестью мягкими креслами и двухместным диваном. В случае необходимости средние 4 места преобразуются в две кровати. Также стоит упомянуть полностью отдельные туалетные отсеки, возможность предложения в полете горячих или охлажденных продуктов и напитков, и что наиболее важно, большой, отдельный багажный отсек плюс небольшая внутренняя часть для ручной клади. Следует отметить, современную звукоизоляцию салона, делающей кабину внутри удивительно бесшумной. Пассажиры чувствуют себя комфортно не только в салоне – все отсеки жизнеобеспечения самолета очень эргономичны.